Многим из нас в своей жизни приходится сталкиваться с необходимостью что — либо сказать, обращаясь к значительной аудитории. У кого — то этот процесс сводится к произнесению тостов по праздникам среди нескольких, более или менее знакомых, людей; кто — то вещает, обращаясь к довольно большому количеству слушателей, и делает это чуть ли не каждый день. И наверняка многим из многих знакомо то волнение, возникающее во время спича, которое парализует мысли, мимические мышцы, и вводит чуть ли не в ступор.
Произнося речь перед большим количеством народа, каждый выступающий имеет перед собой чёткую цель, и намерен получить от своего выступления определённый результат. Как правило, вне зависимости от контекста выступления, этот результат можно обозначить следующими позициями:
— Привлечь и удержать внимание аудитории;
— Убедить и утвердить как можно большее количество слушателей в той или иной, необходимой именно выступающему, точке зрения;
— Завершить выступление, оставив нужное впечатление.
Очевидно, что без последовательного совершения этих трёх пунктов не только тяжело, но порою даже невозможно достичь желаемого результата от своего выступления. Почему же одним из нас удаётся выполнить свою задачу, а речь других бывает настолько неэффективна, что забывается слушателями на следующий же день после её произнесения?
Всё дело в том, что каждое действие, в том числе и публичное произнесение речей, имеет свои секреты, техники, правила, и исключения из правил, отсутствие представления о которых сводит к нулю все наши усилия.
Вот основные причины, делающие наше выступление, как минимум, пустой тратой как своего времени, так и времени слушателей, а в худшем случае — наносящие непоправимый ущерб нашей репутации и, соответственно, всему тому, что с ней связано:
— Волнение, напряжение
— Неумение установить контакт с аудиторией
— Отталкивающая поза
— Неправильная жестикуляция; несоответствие вербальной информации, доносимой до слушателя, с невербальной
— Незнание элементарных ораторских приёмов
— Нестройная, нелогичная речь
— Неумение обращать «вопросы из зала» в свою пользу
— Неверное завершение своей речи (самый важный этап, ошибочное проведение которого может привести к краху даже самое блестящее выступление)
...
Дмитрий Тыщенко
«Управление персоналом» №17 (103) 2004г
|